Слушаем музыку вместе с мамой и папой.
«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского
За свою жизнь великий русский композитор написал десятки музыкальных произведений – опер и балетов, симфоний и концертов, романсов для голоса и пьес для самых разных инструментов. Есть среди его сочинений те, что были написаны специально для детей. Об одном из «детских» произведений Чайковского мы сегодня и поговорим. Это сборник из 24 пьес под названием «Детский альбом». Когда «Детский альбом» был написан и издан, Петр Ильич писал в одном из писем:»Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом». «Детский альбом» Чайковского можно сравнить с увлекательной детской книжкой : есть здесь и музыкальные рассказы, то грустные, то забавные, и путешествия, и сказки…. Не пора ли и нам пролистать страницы этой музыкальной книги?
«Песня жаворонка» №22.
Какую певчую птицу можно услышать ранним весенним утром? Вы все, конечно, знаете соловья. Но соловей обычно поет вечером и ночью. Рано утром подает голос другой
пернатый певец – жаворонок. Как же он выглядит? Вообще-то он двоюродный
брат воробья и немного на него похож; только жаворонок чуть крупнее, чем воробей. Так же, как и воробьи, жаворонки любят купаться в пыли или в песке, чтобы почистить свои перышки. В мире существует 70 видов разных жаворонков. Они живут и в Австралии, и в Африке, и в Америке, а в нашей стране можно встретить целых 14 видов этих птиц. Спинка у жаворонков серая или коричневая с желтым, животик белый; в хвосте тоже попадаются белые перья. Головку венчает маленький хохолок, а над темными глазами
красуются светлые брови. Грудка у жаворонка широкая, с пестрыми коричневыми перьями; держится он всегда прямо, гордо выпятив грудь – точь-в-точь артист, который выходит на сцену, чтобы выступить перед публикой.
Селятся жаворонки на полях и лугах, иногда в горах и даже в тундре, где суровая зима длится больше полугода, а лето совсем короткое. Зато в лесу жаворонка нипочем не встретишь. Дело в том, что жаворонок гораздо чаще бегает, чем летает, поэтому любит открытые места, где нет деревьев. Лапки у него сильные, бегает он проворно и ловко, но на ветки почти никогда не садится: его задние пальцы с длинными прямыми коготками не могут как следует обхватить ветку. К тому же на земле жаворонок кормится маленькими жучками, куколками бабочек и семенами разных трав, а когда на полях созревает урожай, он не прочь полакомится пшеницей и овсом, Вместе с семенами жаворонки глотают – что бы вы думали? – мелкие камешки! Они помогают птичкам переварить пищу.
Земля не только кормит жаворонка, но и прячет его от врагов. Неяркая окраска перьев, под цвет бурой земли или пожухлой листвы, помогает ему быть незаметным. Стоит жаворонку замереть – и он превращается в невидимку, сколько ни смотри – увидишь только землю, прошлогоднюю траву или опавшие листья. Но вот враг – хищная птица или зверь – отвернулся, отошел или улетел, и жаворонок снова мчится по своим делам, то поднимая, то опуская хохолок на голове.
Вот почему жаворонка так редко удается увидеть. А уж разыскать его гнездо того труднее. Бывает, жаворонки хитро прячут его под кочкой, в канавке, под пучком травы; чаще всего они строят гнезда на полях, засеянных пшеницей, рожью или овсом. Птенцы появляются на свет совсем беспомощными, зато растут необыкновенно быстро и через 10 дней уже выбегают из гнезда. И так умело прячутся в траве, что обнаружить их никому не удастся!
Конечно, жаворонки не только бегают по земле: они стремительно летают , и лететь могут долго не уставая. Но на них охотятся хищные птицы, например, соколы; а в воздухе жаворонку негде спрятаться – не то, что на земле. Но все-таки весной жаворонок каждый день поднимается высоко в небо. Знаете, для чего? Чтобы петь!
Чайковский очень похоже изобразил удивительное пение жаворонка. Помните, какие звонкие трели он издает? Эта небольшая птичка – один из самых талантливых певцов в природе. Жаворонок запоминает голоса других птиц и даже некоторых животных и здорово им подражает. Он включает в свое пение то чье-то щебетанье или свист, то кваканье лягушки, то писк синицы. Каждый жаворонок поет свое свою собственную песню, и если слушать ее внимательно, можно догадаться, с какими птицами и животными ему довелось встречаться. В мае его чудесная песня звучит почти круглые сутки. Поднимаясь ввысь с первым лучом восходящего солнца, жаворонок превращается в почти невидимую точку. Трепеща крылышками, он зависает на одном месте и начинает распевать так громко и заливисто, что его трели разносятся на много километров. А если ввысь взмыли сразу несколько жаворонков, то кажется, что поет само небо!
Друзья, а знает ли кто-нибудь из вас стихотворение про жаворонка, которое написал Василий Андреевич Жуковский? В нем есть такие слова:
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая!
Я здесь пою приход весны!»
В мае, когда весна окончательно вступает в свои права, жаворонок распевает с самого утра до позднего вечера.
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость
формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств и заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедляя рост других.
Но главное музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желание ее слушать и уметь слышать.
Эмоциональное развитие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.
Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство трудно представить.
Развитие музыкального вкуса эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Музыкально-дидактические игры для родителей с детьми 2-3-х летнего возраста, используемые дома.
Развитие эмоциональной сферы ребенка играет роль в становлении личности.
С музыкой связаны все явления окружающего мира. Музыка оказывает разнообразное влияние на человека: радует и печалит, возбуждает и успокаивает.
Чем раньше ребенок будет слышать чарующие звуки, тем ярче будут эмоции, тем легче он научится понимать эмоции других людей.
Первоначальное обучение должно носить характер игры.
Дидактические игры являются своеобразным усилителем желания слушать, петь, двигаться, играть.
Предлагаем ряд музыкально-дидактических игр для родителей с детьми 2-х -3-х летнего возраста, которые можно использовать дома.
- «Узнай по голосу»
Игра способствует музыкально-сенсорному развитию. Закрепляется умение различать звуки по тембру.
Используется набор различных игрушек – животных.
Предлагается ребенку узнать, кто кричит, используя звукоподражание с голоса.
Узнавая голос взрослого, ребенок называет и показывает соответствующую игрушку и повторяет звукоподражание («тяв-тяв», «га-га»,»мяу-мяу» и т.д.)
- «Найди маму»
Игра способствует развитию у детей звуковысотного слуха.
Используются игрушки большого и маленького размера: кошка, собака, уточка, медведь и т.д.
Показ игрушек различного размера сопровождается звукоподражанием на высоком или низком звуке (можно добавить средний звук)
- «Отгадай погремушку»
Игра способствует развитию у детей темброго восприятия.
Используется набор из 2-х -3-х погремушек разного звучания и оформления (баночки с различными наполнителями: греча, манка, горох, камешки и т.д.)
- «Учитесь танцевать»
Игра способствует развитию у детей чувства ритма.
Используются большая и маленькая матрешки.
Взрослый предлагает послушать и повторить ритмический рисунок. Большая матрешка пляшет, маленькая – повторяет.
- «Грустно-весело»
Игра способствует развитию у детей ладотонального слуха.
Используются квадратики или кружочки из цветной бумаги красного и синего цвета.
Дети слушают музыку грустного и веселого характера и выбирают соответственно синюю или красную карточку.