Что следует понимать под жестоким обращением?
Под жестоким обращением понимаются все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка. Таким образом, жестокое обращение включает в себя не только насилие над несовершеннолетними, имеющее физический (избиение, истязание, удары, пощечины, попытки удушения или утопления ребенка и др.), сексуальный характер (демонстрация ребенку половых органов, все виды сексуальных контактов, вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок), но и психологический (угрозы, запугивание, изоляция, неприятие и постоянная критика, унижение и т.д.). Сюда также относят пренебрежение основными нуждами ребенка (санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого развития, постоянный голод или жажду и др.)
Жестокое обращение с детьми может иметь различные виды и формы, но их последствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и общения ребенка, нередко — угроза его жизни вплоть до смертельного исхода.
Определяют 4 типа жестокого обращения с детьми:
— Пренебрежение основными нуждами детей;
— Эмоциональное или психологическое насилие;
— Физическое насилие;
— Сексуальное насилие.
Пренебрежение — это хроническая неспособность родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Для детей характерно: отставание в развитии, проблемы в обучении, низкая самооценка, пассивность, низкий социальный интеллект.
Эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком — это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения.
К эмоциональному насилию относится:
— Отвержение ребенка, непринятие и постоянная критика;
— Оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
— Угрозы, обвинения в адрес ребенка;
— Социальная изоляция, т.е. принуждение к одиночеству;
— Длительное лишение ребенка родительской любви, заботы.
К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка, предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям.
Чаще всего испытывают эмоциональное насилие дети из семей, для которых, насилие — стиль жизни; из семей с авторитарными родителями, с таким стилем воспитания как гиперопека. У дошкольников и младших школьников эмоциональное насилие приводит к задержке психоречевого развития и роста, расстройству сна, аппетита, может проявиться в наличии вредных привычек. Нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология. Часто развиваются нервно — психические заболевания: тики, заикания, энурез. У подростков могут наблюдаться: уходы из дома, хроническая неуспеваемость, низкая самооценка, неврозы, девиантное поведение, депрессии.
Физическое насилие — любое неслучайное нанесение травм, телесных повреждений ребенку. Данный тип жестокого обращения может проявляться в форме избиения, сотрясения, в виде укусов, нанесения преднамеренных ожогов, переломов, травм. К нему также относятся вовлечение ребенка в употреблении наркотиков, алкоголя. Последствия физического насилия всегда видны на теле ребенка. Это могут быть: необъяснимо возникшие кровоподтеки, шрамы, следы связывания и ударов, ожоги, кровоизлияния, переломы костей, вывихи. Физическое насилие может вызвать серьезные нарушения не только физического, но и психического здоровья, отставания в развитии.
Сексуальное насилие — противозаконное действие (принуждение ребенка к каким — либо сексуальным отношениям против его желания и воли). Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. В случае сексуального насилия можно обнаружить как физические признаки происшедшего (гематомы, боль в животе, головная боль, венерическая болезнь, беременность), так и изменения в поведении ребенка. Некоторые дети становятся замкнутыми, депрессивными, другим свойственно истерическое поведение, вспышки гнева. Но у всех возникают трудности в общении с ровесниками, нередки попытки суицида, появляются страхи. Дети часто переживают чувство вины, стыда.
Взрослые, задумайтесь! Никто не оправдывает жестокое обращение к детям. Ни один из типов жестокого обращения с детьми не проходит бесследно, любое насилие навсегда оставляет след в душе ребенка. Жестокость родителей порождает жестокость детей.
Правовое регулирование прав несовершеннолетних
Защита прав и законных интересов детей декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики. Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», принятый в 1993 году. Кроме того, Беларусь ратифицировала ряд международных документов: Конвенцию о правах ребенка (01.10.1990), а также Дополнительный протокол к Конвенции, касающийся продажи детей, детской проституции и детской порнографии (23.01.2002) и Факультативный протокол об участии детей в вооруженных конфликтах (12.12.2005) и др. Также следует отметить Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет). Данный Декрет закрепляет процедуру изъятия детей из неблагополучных семей, ответственность обязанных лиц, уклоняющихся от содержания детей, помещенных на государственное обеспечение, категории детей, подлежащих государственной защите, государственные органы и учреждения, призванные выявлять и реагировать на случаи неблагополучия ребенка и др. Вышеуказанный Декрет говорит, о том, что государственные органы, иные организации и просто обычные граждане, располагающие сведениями о жестокости по отношению к детям, обязаны немедленно сообщать об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения этих детей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по профилактике насилия в семье ·
Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям. ·
Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем. ·
Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей. ·
Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребѐнка. ·
Не используйте экономическое насилие к членам семьи. ·
Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было. ·
Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребѐнку в воспитании братьев наших меньших. ·
Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных. ·
Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов.
Читайте вместе с детьми. ·
Искренне любите детей.
Помните, что «лаской всегда добьѐшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребѐнок ненавидит того, кто бьѐт».
Помните о личном примере. Будьте во всѐм образцом своим детям!
Жестокое обращение и насилие над детьми
Большинство родителей любят своих детей и желают им добра.
Заботясь о детях, Вы не редко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставит ему радость. Легко представить себе реакцию большинства пап и мам, если бы кто-то чужой – сосед, учитель – попытался ударить Вашего ребенка или как-то обидеть его.
При всем этом, многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка, либо категорически такой возможности не исключают.
Пережитое насилие приводит к формированию сниженной самооценки у ребенка.
Ребенок делает выводы о себе, о том, чего он стоит в этой жизни, по тому, как к нему относятся значимые взрослые. Если ребенка обижают, унижают, бьют, пугают криком, угрозами, сексуально используют, то ребенок уверяется в том, что ничего лучшего он и не стоит, что все это он заслужил, потому что он плохой.
Жестокое обращение с ребенком –это причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка.
НАСИЛИЕ – это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).
P.S.Насилие не зависит от образования, социального статуса и доходов родителей.
ВИДЫ НАСИЛИЯ
ФИЗИЧЕСКОЕ – нанесение травм ребенку при избиении, или при ранении другими способами.
МОРАЛЬНОЕ – унижение достоинства ребенка, словесное оскорбление, брань, угрозы в его адрес, демонстрация неприязни к нему, а также унижение, в сравнении с другими детьми.
ПСИХИЧЕСКОЕ – воздействие на психику ребенка, путем запугивания, угроз с целью сломать волю ребенка к сопротивлению, к отстаиванию своих прав.
СЕКСУАЛЬНОЕ – использование детей в прямых сексуальных контактах или вовлечение их в действия, при которых насильник получает сексуальную стимуляцию или удовлетворение.
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА – родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка. Выделяют также пренебрежение медицинской помощью – несогласие на вакцинацию и иммунизацию.
В жизни дети обычно переживают одновременно несколько его видов.
ПРИЧИНЫ,
ПРОВОЦИРУЮЩИЕ НАСИЛИЕ:
ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ – предрасположенность к насилию родителей(алкоголь, наркотики, низкая самооценка, коммуникативная некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность, физические и психические недостатки и т.п.);
СОЦИАЛЬНЫЕ – объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, социальная изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.);
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ – совмещающие психологические и социальные факторы насилия.
Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека, в частности ребенка.
Телесные наказания не являются действенным методам воспитания и вызывают только ответную жестокость.
ОТКАЖИТЕСЬ ОТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ !
- Укрепляйте уважение ребенка к самому себе, внимательно слушайте своего ребенка, показывайте ему, что с его мнением считаются, его ценят.
- Честно говорите о том, что испытываете, но проявляйте чувства и мысли без агрессивности, уважайте личность ребенка.
- Не допускайте таких мыслей или слов, которые оскорбляют ребенка, не срывайте на нем злость.
- Попробуйте отказаться и от таких слов и выражений как: нельзя, нет, не разрешаю, как сказал, так и будет и др.